Профицитный бюджет – хорошо забытое старое
Профицит федерального бюджета РФ по факту исполнения в 2018 г. может
составить 3,7% ВВП, а в 2019 г. по плану Минфина – 1,8% ВВП
Превышение доходов бюджета над расходами в
России — редкость в последние годы и несомненное огромное благо для экономики.
В 2012-2017 г.г. бюджет был дефицитным, причём в 2016 г. наблюдался максимальный
дефицит в 3,5% ВВП, в 2017 г. он сократился до 1,5%. Текущий год отличается принципиально, с его
уточнённым планом профицита в 2,1%, принятым Госдумой, и даже возможными 2,5-3%,
по декабрьским проектировкам Минфина.
Это связано прежде всего с уникальным
сочетанием высоких нефтяных цен и низкого курса российской валюты. Баррель
нефти при экспорте приносит выручку около 4000 руб., причём данный показатель в текущем году превышал 5 000
руб., тогда как в прошлые годы он
составлял примерно 3200 руб. Соответственно, конъюнктура экспорта даёт намного
больший приток рублей в страну и в казну.
Отметим при этом, что законодатели
закладывают более осторожные позиции на перспективу ближайших лет. Согласно закону
о бюджете на 3 года, принятому Госдумой в ноябре 2018 г. , профицит бюджета сократится в 2019 г. до 1,8%
ВВП, в 2020 г. – 1,1% ВВП, в 2021 г. — 0,9% ВВП.
Таким образом, с повестки дня не снимается
возможность ухудшения финансовой ситуации, что может нарушить даже благостную
картину превышения доходов над расходами. С позиций доходов это может быть
вызвано падением нефтяных цен. ЦБ, например, на своём заседании 14 декабря, повысив
ключевую ставку до 7,75%, прогнозирует ослабление до $55 за баррель с $63 по
марке Urals. События последних дней на рынке нефти показывают
реалистичность такого сценария. В таком случае возврат к дефицитности бюджета
окажется очевидным. Уменьшение запланированных доходов способен вызвать и
замедленный рост экономики ниже 1-1,5% ВВП в год по сравнению с проектировками
ЦБ в 1,5-2% в 2019 г.
С позиций расходов вероятность превышения
плановых показателей ниже, поскольку они в большей степени регулируются
государством и менее зависят от внешних обстоятельств. Их значимое превышение
над бюджетными ориентирами, вызывающее дефицит бюджета, может быть вызвано лишь
экстремальными обстоятельствами – масштабными стихийными или техногенными
катастрофами, вооружёнными конфликтам и пр.
Марк Гойхман,
Ведущий аналитик ГК TeleTrade
Добавить комментарий